О Таргиме

«Так же, как и человеческое тело пронизано системой вен, вся горная часть Северного Кавказа прорезана тропами доходивших до самых отдаленных и труднодоступных уголков гор и ущелий»

Горно-лесистая местность под названием Джейрах — «изумруд» Ингушетии, которому удалось сохранить свой ландшафт и эпоху средневековья в каждом каменном строении, — была включена в государственный природный заповедник.

Вдоль реки Ассы на правом берегу, расположенной там котловины, затерялась «жемчужина» ингушского строительного искусства — башенное поселение Таргим. В архитектуре прослеживаются всё те же известные приёмы возведения и завершения башен, использование типичных для галгаев деталей, — пирамидальная крыша, однако целостность и соразмерность постройки горам и долине реки, их гармоничность в соотношении компонентов и общего — поражают.

«Таргимский населённый пункт замкового типа включает 4 боевые, 2 полубоевые и 24 жилых башен с разнообразными каменными пристройками, оборонительными стенами периода позднего средневековья»

Целостность селения и его связь с природой не исчезает в построенной средневековыми ингушами городка мертвых, — кладбищ, где хоронили свих предков жители селения. Уважительное отношение к мёртвых— показатель не только духовности народа, но и его внутренней культуры, умение сохранять неразрывную связь предками, ощущать их незримое присутствие.

На северо-восточной окраине селения Таргима, на крутом горном отмечается некрополь с 12 наземных коллективными усыпальницами, датируемых XVI - XVIII вв. Ряд из них богато декорирован.

«В почтительном отношении к предкам ингуши могут быть прекрасным примером. некоторые из них могут назвать имена своих родственников, обращаясь вглубь семейной истории до 12-15 колена. Они знают свой род, к которому принадлежат и всегда говорят о нём положительно»

Из данного башенного поселка вышли известные ингушские фамилии: Мальсаговы, Арчаковы, Бековы, Тутаевы, Кодзоевы и др. Местные мужчины на протяжении веков считались опытными военачальниками, предводителями военных дружин, воинами-наездниками. Они обладали высококачественными и передовыми для своего времени образцами вооружения, имели солидные навыки их владения и необходимые знания ведения боя.

В XIII -ом веке, когда Предкавказье захватывается татаро-монголами, вследствие чего караванные пути, расположенные на плоскости, а вместе с ними и городища, перестают функционировать. Великий Шёлковый путь полностью перемещается в горы.

На территории Ингушетии горная ветвь шла по ущелью реки Гулойхи вдоль расположения башенных поселений Таргим, Хамхи, Арзи, Цори. Внутри каждого из них располагался базар, на котором велась торговля, брались пошлины и охранялись караваны.

«Всякий, кто проезжал или прогонял свой скот через таргимскую котловину должен был платить им дань, которая исчислялась скотом или пулями и зарядами пороха. Так, за проход с одного человека и с каждой головы скота брали по одной пуле и одному заряду пороха»

В настоящее время объекты старинной ингушской архитектуры находятся под охраной государства, однако кроме туристических поездок здесь проходят различные мероприятия. В 2014-2015 гг. между Лигой смешанных единоборств и Республикой Ингушетией было достигнуто соглашение о проведении в Таргимской котловине турнира по смешанным единоборствам. Арена, бойцовский ринг и трибуны находились прямо под открытым небом в окружении величественных гор и памятников.

Мощь и несокрушимость гор всегда питала человека своей силой, давала ему понять неизменность законов природы и служила вечным воплощением красоты. Наряду с реками, лесами, каменными изваяниями, на горах люди также чувствовали связь с верхним миром. Ингуши испокон веков знали о том, что всё вокруг было подвержено изменению, кроме горных массивов, которые их оберегали. Скорее всего, башенный комплекс Таргим, как и многие другие, были сохранены благодаря низменным в своём великолепии Кавказским хребтам, за спинами которых они расположились.